Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

xyz анализ

xyz анализ
xyz анализ

Статья описывает принципы проведения xyz-анализа, его структуру. Также в статье рассмотрены этапы проведения xyz-анализа, достоинства и недостатки данного метода маркетинговых исследований. В конце приведен пример применения метода на конкретном предприятии.

Определение и суть  xyz  анализа

xyz анализ – один из методов классификации определенного вида ресурсов организации на три группы в зависимости от их устойчивости (изменчивости). Xyz анализ применяется для изучения самых разнообразных показателей фирмы: объем продаж, величина выручки и затрат, и т.д.

Наиболее распространенным направлением использования xyz-анализа является выявление товаров устойчивого сезонного и случайного спроса, что позволяет прогнозировать величину продаж, складских запасов и отстраивать системы логистики.

Таким образом, xyz-анализ, в отличии от abc-анализа, который оценивает вклад каждого товара в общий результат, позволяет исследовать скачки и нестабильность сбытовых волн и делит продукцию на группы, зависящие от стабильности спроса:

  • X – содержит товары стабильного спроса – объем продаж постоянен;
  • Y – сезонный спрос, допускаются значительные отклонения в количестве реализованной продукции в зависимости от периода;
  • Z – невозможность точного прогнозирования спроса и продаж из-за отсутствия системы в колебаниях.

Критерием отнесения к той или иной группе является разница между продажами за отдельно взятый период (например — месяц) и средним арифметическим от всего объема за весь период (квартал или год). Чем меньше разница, тем легче предсказать количество проданный продукции в будущем.

Математический аппарат прост – сравнение данных проводится по формуле коэффициента вариации, характеризующей степень отклонения текущих показателей от их среднего значения. Согласно коэффициента, вся номенклатура делится на категории следующим образом, по диапазонам значения коэффициента вариации:

— 0% — 10% — Х;

— 10% — 25% — Y;

— все прочие – Z.

Данное деление является условным, в зависимости от предметной области значения коридоры значений могут расширяться или сужаться для каждой номенклатурной группы.

На практике широко используется совместное применение abc и xyz анализа, что позволяет получить полную картину по ассортиментной политике.

 Этапы проведения  abc  и  xyz  анализа

 Xyz анализ широко используется вместе с abc анализом, характеризующим количественную и стоимостную структуру продаж – какое количество каждого товара сколько денег приносит.

В зависимости от этого продукция делится на три части, в зависимости от ее вклада в общую выручку:

  • А – самые ценные виды продукции, требующие максимального контроля запасов;
  • В – менее ценные, но все-таки требующие регулярного инвентаризационного контроля;
  • С – наименее важные категории широкого ассортимента, закупки проводятся в больших количествах и контролируются без определенной периодичности.

Этапы abc анализа:

  1. Определение объекта: например – товарная группа, поставщик, клиенты и т.д.
  2. Выявить основной параметр для оценки. Например – величина среднего товарного чека, величина прибыли и т.д.
  3. Отсортировать объекты по убыванию значения выбранного параметра.
  4. Распределить объекты по группам A, B и C на основании рассчитанной доли параметра от общей суммы параметров.

Xyz анализ проводится также в несколько этапов:

  1. Определение объекта: например – товарная группа, поставщик, клиенты и т.д.
  2. Выявить основной параметр для оценки. Например – величина среднего товарного чека, величина прибыли и т.д.
  3. Определиться с периодом проведения анализа и их количеством. Необходимо рассматривать не менее, чем три периода. При увеличении количества периодов увеличивается достоверность и показательность полученных результатов. Количество периодов часто определяется величиной горизонтов планирования, используемых фирмой.
  4. Рассчитать коэффициент вариации по каждому объекту.
  5. Произвести сортировку объектов анализа в порядке возрастания значений коэффициента вариации.
  6. Произвести распределение по группам X, Y, Z.

Интегрированный  abc  xyz  анализ

Сочетание abc xyz анализов всегда дает лучший результат, чем их отдельное использование. Благодаря сочетанию методов мы получаем разделение ассортиментного ряда на девять категорий, в которых в различных сочетаниях содержаться объекты анализа. Структурирование данных существенно повышает простоту и эффективность работы с ними.

Этапы проведения интегрированного abc xyz анализа:

  1. Abc xyz анализы отдельно.
  2. Xyz анализ.
  3. Объединить результаты.
  4. Построить общую матрицу.

Матрица интегрированного abc xyz-анализа

 Интегрированный анализ – удобный и наглядный инструмент управления товарной политикой. Чтобы охватить все компоненты своего бизнеса, скачайте у нас готовый, полностью структурированный, бизнес-план, который содержит расчеты всех значимых финансовых показателей и позволит вам запустить свой бизнес.

Рекомендуем вам также обратить внимание на статью Gap анализ: методы и примеры расчета, которая поможет количественно оценить уровень достижения целей компании и провести необходимые корректирующие меры.

 Ограничения использования  xyz  анализа

 Использование xyz анализа необходимо осуществлять с учетом некоторых ограничений:

  1. Чем больше объем задействованных данных, тем выше надежность полученных результатов. Число периодов исследования должно быть не менее трех.
  2. Статистические методы, которым относится и наш, нельзя использовать в случае, когда ситуация динамично меняется. Например – когда фирма выводит на рынок новинку, которая не имеет аналогов в ассортименте, или в случае однократных покупок отдельных товарных групп. Ограничение обусловлено тем, что выпуск новых товаров всегда сопровождается ростом числа покупок и новинка однозначно попадет в нестабильную группу Z.
  3. Xyz анализ не проводится в организациях, которые занимаются торговлей только «под заказ» — прогнозы им не требуются.
  4. Метод необходимо использовать минимум один раз в сезон.
  5. Крайне важно учитывать сезонность Ярким примером является случай, когда фирма ожидает запланированного сезонного спроса и контролирует ситуацию, обладая достаточным запасом нужной группы товаров. Но продажи идут скачкообразно, и товар перемещается в категорию Z. Для предотвращения таких ситуаций нужно оперативно сравнивать разницу запланированных и фактических объемов продаж и пересматривать основы планирования.
  6. Для некоторых сегментов рынка xyz анализ бесполезен. К таким сегментам можно отнести, например, карты оплаты и SIM-карты в операторской рознице. В этой сфере разница ежедневных проданных объемов может в течение месяца изменяться вдвое.
  7. Иногда для анализа оцениваются показатели продаж в деньгах. Это скорее исключение и возможно в том случае, если бухгалтерский учет находится в плачевном состоянии.
  8. Начинать нужно с анализа продаж, на основании которого уже определять оптимальное значение товарных запасов. Это связано с тем, что на товарные запасы влияет много внешних факторов – логистика поставщиков, размеры складов и пр.

Пример  abc  и  xyz  анализа

Для примера используем ассортимент продовольственного магазина, в котором выделим следующие группы:

  • алкоголь;
  • мясные продукты;
  • хлеб,
  • молочные продукты;
  • консервированные продукты;
  • заморозка.

Результаты abc анализа:

  • А – алкоголь и молочные продукты;
  • B – мясные продукты и хлеб;
  • С – консервы и заморозка.

Результаты xyz анализа:

  • X – алкоголь и мясные продукты;
  • Y – молочные продукты, заморозка и хлеб;
  • Z – консервы.

Далее проводим интегрированный анализ, результатом которого должна стать таблица из трех строк и трех столбцов:

Исходя из результатов максимум внимания нужно уделить алкоголю, мясной и молочной продукции, так как именно они приносят большую часть прибыли при стабильном спросе.

Рекомендации:

  1. AX и AY – лучшее отношение ликвидности к прибыльности, приоритет закупок – основной.
  2. BY – контроль наличия.
  3. AZ и BZ. Хорошие продажи при сложно прогнозируемом спросе – необходима особая система заказов, не допускающая затоваривания, но позволяющая обеспечить скачки спроса.
  4. CX и CY – запасы пополняем только при возможности отвлечения денежных средств.
  5. CZ – нужно снять с продажи и перераспределить денежные средства на другие.

Помимо маркетинговых исследований, в любом бизнес-плане имеются также и расчеты финансового блока, финансового планирования, с которыми вы также можете ознакомиться.

На этом примере очевидна простота и наглядность интегрированного abc xyz анализа. Но не всегда достаточно спрогнозировать показатели и определить пути их достижения. Верным решением в этом случае будет скачать полноценный готовый бизнес-план, который уже содержит все требуемые для привлечения инвестиций расчеты. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», созданный конкретно под ваш проект.