Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Стратегии маркетинга

Стратегии маркетинга
Стратегии маркетинга

Выход на тот или иной рынок, запуск нового проекта просто невозможно осуществлять “вслепую”, не планируя будущей деятельности и не составляя какой-либо стратегии. Для предприятий можно составить множество стратегий, все они значимы. Одной из самых значимых является стратегия маркетинга. Поэтому в этой статье речь пойдет о том, что такое стратегия маркетинга, каково ее значение при создании и развитии бизнеса, какие виды бывают.

Что такое стратегия маркетинга

Вообще все маркетинговые понятия сложно представить в формальном виде, поскольку маркетинг — это по большей части практическая вещь. Однако попытаемся дать определение. Стратегия маркетинга — это набор мер и задач по реализации проекта, а также некий образ будущего целевого результата текущей деятельности.

Стратегия маркетинга позволяет выстраивать более осознанную работу всех других аспектов деятельности предприятия. Выводы, которые были получены при разработке маркетинговой стратегии могут использоваться при разработке, например, ключевых показателей эффективности (KPI), рекламных компаний, позиционирования компании на рынке. Вообще говоря, позиционирование — это одна из основных составляющих маркетинговой стратегии. Стратегия позиционирования — это необходимость при продвижении любого проекта.

В каждом конкретном случае маркетинговая стратегия, особенно, такие ее части как реклама и позиционирование, будут иметь свои особенности. В рамках одной статьи просто невозможно представить все аспекты, на которые нужно будет обратить внимание при построении маркетинговой стратегии. Поэтому при разработке маркетинговой стратегии и стратегии позиционирования товара как части бизнес-плана лучше обратиться к специалисту или ориентироваться на готовые кейсы предприятий, которые похожи на ваше по виду деятельности. Например, при составлении бизнес-плана советуем вам скачать готовый образец такого документа в интернете и использовать его как шаблон при разработке собственного.

Особенности стратегии интернет-маркетинга

На современном рынке оффлайн каналы продвижения услуг становятся менее эффективными и менее распространенными. Всеобщая цифровизация всех сфер жизни вынуждает и бизнес все больше переходить в онлайн формат. Поэтому, когда вы планируете продвигать свои товары и услуги, без разработки стратегии интернет-маркетинга не обойтись.

Интернет-маркетинг имеет свои особенности. Перечислим некоторые из них:

  • большая конкуренция в Интернете;
  • “клиповость” продвижения;
  • сложности выбора целевой аудитории;
  • зависимость от Интернет-платформ;
  • и др.

Существует множество каналов, в рамках которых может осуществляться реализация стратегии маркетинга:

  • Сайт компании;
  • Социальные сети (продвижение через собственные аккаунты предприятия);
  • Таргетинговая реклама;
  • Контекстная реклама;
  • Партнерская реклама.

Стратегии ценообразования в маркетинге

Ценообразование — один из элементов маркетинговой стратегии. Основные стратегии ценообразования:

  • Стратегия снятия сливок;
  • Стратегия высокой цены;
  • Стратегия низких цен.

Стратегия снятия сливок предназначена для работы компании на рынках новых товаров. В данном случае важна скорость реакции. Ценовая стратегия «снятие сливок» — маркетинговая стратегия конкурентного ценообразования, которая заключается в установлении намеренно завышенной цены на новый товар. Завышенная цена необходима для получения сверх-прибыли, которая в короткий срок окупает инвестиции, затраченные на разработку, производство и выведение на рынок товара. Выбирая стратегию «снятия сливок» не забудьте в плане маркетинга отразить цену, к которой планируется прийти в долгосрочной перспективе и спланировать этапы и условия постепенного снижения стоимости продукта.

Стратегия высоких цен обычно ассоциируется с товарами премиум класса и высоким качеством. Низкие цены лучше применять в бизнесе, где возможно достижение большого оборота товаров и получения небольшой наценки, но с достаточного объема реализации.

Кстати, вас также может заинтересовать тема Сегментация рынка: критерии, инструменты, значение. Сегментация рынка поможет вам разложить все по полочкам и сделать соответствующие выводы.

Виды стратегий маркетинга

Стратегий маркетинга и позиционирования может быть огромное множество — в зависимости от специфики деятельности. Но базовые направления, по которым выстраиваются различные маркетинговые стратегии выделить все же можно:

  • Стратегия маркетинга для нового/инновационного товара или услуги;
  • Маркетинг и позиционирование в премиум сегменте;
  • Продвижение в сегменте низких цен;

Представленные три вышеперечисленные направления являются основными и путем их модификации можно выстроить стратегию, подходящую под конкретно ваш проект.

Например, позиционирование нового товара или услуги должно выстраиваться на основе модных тенденций, нашумевших новостей и т.д. Большую роль при таком позиционировании отводят информационному пространству, поддержанию новостной активности по поводу данного товара.

Маркетинговую стратегию в премиум сегменте мы уже рассматривали в примере выше, однако еще раз подчеркнем, что акцент в данном случае будет делаться на том, что вы предоставляете наилучшее качество того или иного товара или услуги. Можно подчеркнуть,  что клиент приобретает бОльшую ценность, чем стоимость, которую уплачивает.

Стратегия маркетинга для товаров с низкой ценой является одной из самых простых. Такая стратегия может основываться на максимально простой рекламной кампании, главное привлечь внимание в том, что цена будет минимальной. В данном случае цена, грубо говоря, уже все сделала за вас. Задача лишь в том, чтобы сделать товар доступным, удобным к приобретению, а рекламу яркой и запоминающейся.

Стратегия концентрированного маркетинга

Стратегия концентрированного маркетинга — это один из видов продвижения, которая направлена на работу с узкой, фокусированной аудиторией. Такая стратегия хороша, когда компания хочет добиться какой-то узконаправленной цели. Благодаря концентрированному маркетингу фирма защищена от товаров-заменителей и конкурентов, так как сама стратегия предполагает выбор наименее популярного сегмента.

Концентрированная маркетинговая стратегия, как правило, дает хороший результат для более эффективного удовлетворения спроса узкой группы потребителей. Начинается концентрированный маркетинг с тщательного анализа, который начинается с сегментирования и выбора целевого рынка. К одному сегменту относятся люди, соответствующие ключевому критерию – им может быть, например, место проживания. Далее осуществляется демографический анализ избранного сегмента потребителей: рассматриваются пол, возраст, уровень образования. Кроме того, анализируются отношение потребителей к марке, которую собираются вводить, и важность вводимых товаров для клиента.

Существует множество различных инструментов, которые можно использовать при сегментации потребителей для концентрированного маркетинга. Выбор инструментов сегментирования зависит от специфики деятельности компании, спектра предоставляемых ею услуг и товаров, а также от особенностей целевой аудитории. Часто используемый инструмент при сегментации клиентов – это непосредственный опрос клиентов с целью выявления их потребностей, а также для отнесения их к определенному сегменту.

Стратегии охвата рынка в маркетинге бизнес-плана

При этом существует ряд проблем, с которыми можно встретиться при разработке бизнес-плана и соответствующей ему стратегии маркетинга. Основные проблемы это:

  • Специфичность каждого конкретного случая;
  • Влияние общего социально-экономического состояния на результаты маркетинговой компании;
  • Разнородность целевой аудитории при позиционировании и рекламе товара крупной многопрофильной организации;
  • Разнородность маркетинговых инструментов при разных сценариях позиционирования;
  • и др.

Разработка маркетинговой стратегии осуществляется и при разработке бизнес-плана в сфере торговли и других высоко конкурентных отраслях. Если заранее спланировать свою деятельность в этом направлении, то будет значительно проще заработать ожидаемую прибыль.

Выводы: значение стратегии маркетинга — как основной помощник нового бизнеса

Таким образом, видно, что маркетинг — это большая часть работы и, соответственно, успеха любого проекта. Но важно, чтобы стратегия маркетинга была подходящей и приемлемой для вашего бизнеса. При разработке рекламы и продвижения необходимо учитывать особенности, предпочтения и ценности целевой аудитории.

Стратегия маркетинга должна соответствовать и остальным разделам бизнес-плана — анализ рынка, производственный раздел, инвестиционный анализ, анализ операционных доходов и расходов. Также все затраты, связанные с реализацией маркетинговой стратегии должны быть встроены в соответствующую финансовую модель. Желательно, чтобы эта финансовая модель работала автоматически, и при изменении того или иного параметра стратегия финансовая модель должна автоматически просчитывать те или иные изменения.

Маркетинговая стратегия — это важная часть бизнес-плана. Если вы планируете самостоятельно составлять бизнес-план, то рекомендуем вам в качестве образца все же использовать готовый бизнес-плана для предприятия, которое занимается аналогичной вашему деятельностью. Также вы можете заказать разработку бизнес-плана в формате “под ключ” у специалистов, имеющих большой опыт в разработке бизнес-планов для различных областей экономики и производства.