Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

SNW анализ

snw анализ
snw анализ

Процесс бизнес-планирования предполагает проведение множества видов анализа — и инвестиционный, и технический, и маркетинговое исследование, и др. Одним из важнейших видов аналитической деятельности при планировании предприятия является определение конкурентоспособности и положения данного конкретного предприятия на данном рынке. Для этого используются разные методики, одной из них является snw анализ внутренней среды. О том, что это такое и как его применять, мы поговорим в сегодняшней статье.

Что такое snw анализ

Данный вид анализа представляет собой один из видов анализа внутренней среды предприятия, направленный на выявление ее сильных и слабых сторон. Аббревиатура snw означает Сильные (Strength) и Слабые (Weakness) характеристики предприятия или выпускаемой данным предприятием продукции.

Такой анализ может проводится как в целом по предприятию, так и по отдельным его элементам и сегментам. snw анализ во многом аналогичен swot анализу и позволяет в ходе выявления сильных и слабых сторон предприятия выявить его конкурентные преимущества и недостатки.

Анализ snw проводится путем составления матрицы, где по вертикали располагаются критерии — сильные стороны, слабые стороны и комментарии, а по горизонтали перечисляются факторы подлежащие оценке. Давайте подробнее рассмотрим этот процесс в следующем параграфе.

Пример snw анализа для предприятия

В первую очередь отметим, что количество анализируемых факторов будет варьироваться от 15 до 30ти факторов. Связано это с тем, что для каждого предприятия этот набор будет определяться индивидуально. Некоторым предприятиям не имеет смысла оценивать, например, систему дистрибуции, так как у неё её просто нет. Если snw анализ будет проводиться по крупной группе предприятий, допустим, по холдинговой структуре, в которую входит несколько бизнес единиц, то необходима будет декомпозиция фактора «стратегии развития предприятия» на конкретные бизнес единицы входящие в структуру.

Таким образом, исходя из масштабов предприятия, составляется список факторов, подлежащих оценке, на основе которой будут выявляться сильные, слабые и нейтральные стороны предприятия. Далее после того, как такие стороны определены, начинается выработка решений по преобразованию слабых аспектов функционирования предприятия в нейтральные, в лучшем случае — в сильные.

Анализ snw является одной из составляющих бизнес-плана для любого предприятия. При самостоятельной разработке бизнес-плана может возникнуть ряд проблем, связанных с встраиванием snw анализа в общую структуру бизнес плана, а также с определением перечня необходимых факторов. Для того, чтобы избежать этих проблем и просто сэкономить свои силы и время, советуем вам ориентироваться на уже готовый образец бизнес-плана для предприятия, занимающегося схожей с вашим деятельностью.

Значение snw подхода к анализу внутренней среды

Такой инструмент как snw анализ будет особенно хорош для исследования внутренней среды крупного предприятия. Возможно, для собственников малого бизнеса лучше будет использовать swot анализ. Но в любом случае, snw также не будет лишним. К тому же, snw анализ является более углубленным, позволяет охватить максимально возможное количество факторов, что делает достоверность такого исследования особенно высокой.

В идеальной ситуации необходимо сравнивать анализируемую  организацию с конкурентами, только тогда возможно сделать snw анализ эффективным инструментом. Если же такой возможности нет, то и затевать его не стоит. Например,  как понять, что Ваша IT система лучшая среди компаний выпускающих  ПЭТ упаковку? Только сравнивая с конкурентами.

SNW анализ часто бывает нужен для разработки стратегии позиционирования товара на рынке, так как позволяет более глубоко оценить ситуацию и провести необходимые мероприятия.

5 главных составляющих snw анализа

Как было отмечено выше, snw анализ может включать широкий диапазон факторов, что делает его одним из самых достоверных методов исследования. Также этот диапазон может зависеть от специфики предприятия, какие-то факторы не обязательно будет включать в матрицу. Но существует 5 базовых разделов бизнес-плана и исследования внутренней среды, без которых невозможно провести полноценный анализ любого предприятия. Такими разделами (факторами) являются:

  • Маркетинговый раздел;
  • Финансовая часть;
  • Операционное управление;
  • Управление персоналом;
  • Корпоративная культура.

Далее подробнее рассмотрим, на какие составляющие этих разделов нужно будет обратить внимание при проведении snw анализа.

При разработке маркетингового раздела особое внимание нужно будет уделить таким факторам, как:

  • емкость и доля рынка;
  • конкурентные преимущества предприятия;
  • ассортиментная политика предприятия;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • внешняя среда (конъюнктура рынка);
  • организация продажа;
  • реклама, позиционирование и продвижение товара.

В финансовом разделе нужно будет оценить  эффективность стратегического планирования, а также выявить потенциальные слабые внутренние места в организации и ее положение относительно конкурентов. Именно финансовое планирование, а также исследование результатов этого планирования станут прямыми свидетельствами результатов коммерческой деятельности предприятия.

Достижение той или иной цели должно начинаться с правильной постановки задач на операционном уровне. Здесь можно выявить сильные и слабые сторона таких составляющих операционной деятельности, как анализ затрат времени на те или иные операции, возникновение ошибок и непредвиденных проблем, возможности автоматизации операционных процессов.

Говоря об анализе работы с персоналом как части snw отметим, что обратить внимание нужно будет на такие аспекты, как уровень профессиональной подготовки работников, их мотивация к выполнению той или иной деятельности, степень развитости тех или иных компетенций, функциональный вклад каждой категории работников в конечный результат производственной и коммерческой деятельности предприятия. После анализа эффективности управления человеческими ресурсами следует обратить внимание на такой фактор как корпоративная культура. Анализ организационной культуры на первый взгляд может показаться несущественным фактором. При этом зачастую именно от организационной культуры и социально-психологического климата в компании зависит успех производственной деятельности. При развитой корпоративной культуре, лояльности и мотивированности сотрудников можно добиться больших (конкурентоспособных) результатов даже без использования дополнительных финансовых или иных ресурсов.

Таким образом, анализ вышеописанных 5ти базовых факторов для snw анализа уже позволит сделать важные выводы. Создаст основу для перевода слабых сторон в нейтральные, а также выявить “точки роста” (сильные стороны), на которых нужно будет сконцентрировать внимание, чтобы улучшить показатели деятельности предприятия.

SNW анализ как часть бизнес-плана и его влияние стратегические цели предприятия

SNW анализ — это хороший инструмент не только для отслеживания текущего состояния предприятия относительно конкурентов, но и часто использующийся при стратегическом планировании метод. Связано это с тем, что snw позволяет выявить сильные стороны предприятия, в последующем можно дополнительно усилить эти сильные стороны, что в перспективе может создать еще более сильное конкурентное преимущество.

При этом данная методика проведения анализа предполагает и частичный поиск решения. Это означает, что не просто выявляются слабые стороны, но и предпринимаются шаги по переводу этих сторон в нейтральные, то есть — по устранению слабых сторон. Основная причина добавления нейтральной стороны: для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.

Таким образом, snw анализ как инструмент стратегического планирования позволяет выявить наиболее сильную сторону предприятия и использовать ее как фактор, способствующий наилучшему позиционированию, продвижению и конкурированию с другими предприятиями. При этом в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.

Кстати, при разработке бизнес-планов в любых отраслях экономики используются разные методики в том числе и маркетингового анализа. Если вы планируете запустить свой проект, то вы можете обратиться к нам.

Выводы: значение  snw при составлении бизнес-плана

Подводя итог вышесказанному, отметим, что выявление сильных и слабых сторон предприятия и работа с результатами такого исследование — это один из лучших рецептов по решению проблем и совершенствованию вашего бизнеса. Важно только правильно выбрать методику, по которой будет проводиться такой анализ, а также правильно сформировать набор факторов.

Приступая к проведению  snw  анализу и в целом к проведению стратегического и текущего анализа, советуем пользоваться уже готовыми наработками. Например, на сайтах компаний, специализирующихся в сфере бизнес-планирования, можно скачать образец уже готового бизнес-плана предприятия, схожего с вашим по виду деятельности. Также можно обратиться к профессионалам в сфере бизнес-планирования за разработкой такого стратегически важного документа с учетом особенностей вашего предприятия.