Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Методы комплексного исследования рынка

Методы комплексного исследования рынка
Методы комплексного исследования рынка

Аналитическая, то есть исследовательская часть маркетинга состоит из анализа внутренней среды фирмы, а также из комплексного анализа рынка. Именно о комплексном анализе рынка будет подробно рассказано в данной статье.

Из чего состоит комплексное исследование рынка?

Комплексное исследование рынка — это поиск информации для принятия решения. Это поиск эффективной стратегии, это анализ имеющихся факторов, это способ совершенствования предприятия.

В наше время маркетологи особенно внимательно изучают рынки, поскольку результаты исследований имеют широкий спектр применения:

  • основа финансового прогнозирования;
  • материал для долгосрочного планирования;
  • информация для проведения финансовой и товарной политики;
  • важный элемент бизнес-плана.

Целью маркетингового исследования является оценка конъюнктуры (современной ситуации) рынка и разработка долгосрочной стратегии развития. Программа комплексного анализа зависит от следующих факторов:

  • индивидуальных особенностей товаров;
  • подробной характеристики деятельности организации;
  • анализ масштаба производства, и другие факторы.

Комплексный анализ полезен для любых типов предприятий, поскольку он:

  • помогает снизить риски;
  • выяснить отношение потребителей к компании и товару;
  • получить финансовую поддержку от инвесторов или кредитных организаций;
  • конкретизировать стратегию развития;
  • увеличить эффективность на производстве.

Кейсы по маркетинговым исследованиям на финансовом рынке давно и успешно разрабатываются нашей компанией plan-pro.ru.

Немного подробнее о комплексном маркетинговом исследовании

Комплексное исследование включает в себя следующие составные части:

  • товароведение;
  • изучение рынка (включает исследование фирм-конкурентов и организаций-предшественников);
  • исследование сбыта, изучение конъюнктуры (анализ общей хозяйственной ситуации, изучение конкретного рынка — в том числе его цены, представителей и покупателей);
  • анализ потребительских свойств услуг и товаров (определение лучших товарных показателей и идеального соотношения цены и качества);
  • сегментация;
  • изучение рекламы (поиск наиболее эффективной стратегии рекламы);
  • исследование коммерческой деятельности (своей и конкурентов);
  • поиск проблем и недоработок.

Методы исследования рынка:

  • сегментация (используйте ОКВЭД, чтобы легче было провести исследование конъюнктуры рынка. ОКВЭД расшифровывается как Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • эмпирический анализ;
  • опросы потребителей, в частности «дельфийский анализ» (анализ независимых экспертных оценок);
  • исследования деятельности конкурентов.

Немного подробнее об анализе конкурентов. Сперва нужно выявить основных конкурентов, затем классифицировать их, проанализировать показатели их деятельности (какие факторы делают их работу эффективной), а затем — выявить их слабые и сильные стороны. Другой важной частью комплексного исследования рынка является сегментирование — условное деление рынка на составные части, чтобы легче было работать с ними.

Эмпирический анализ в исследовании отраслевых рынков предполагает познание экономической реальности опытным путём. Существует два широко распространённых способа эмпирического анализа в маркетинге — экономический эксперимент и экономическое наблюдение.

Проводить подробное комплексное исследование достаточно дорого, занимает много времени и требует энергозатрат со стороны предпринимателя. К счастью, наша консалтинговая фирма plan-pro.ru предоставляет недорогие услуги по разработке маркетинговых исследований.

Кстати, одним из важных направлений комплексного исследования рынка является анализ поведения и удовлетворенности потребителей, который лучше позволяет оценить потребности рынка в целом.

Пример

Рассмотрим небольшую фирму по производству мебели. Для того, чтобы составить грамотное маркетинговое исследование, руководству фирмы нужно либо обратиться к нам (оставив заявку в разделе «Контакты»), либо провести работу самостоятельно.

Во втором случае, сперва нужно выяснить цели исследования. Например — получить финансирование в Сбербанке для расширения производства. Цель определена. Теперь необходимо дифференцировать отрасль — разделить её на условные сегменты. Нужно классифицировать всех потребителей: по возрасту, по платёжеспособности, по полу, по психологическому типу… Люди различных возрастов, с различным достатком, различного пола и психологического типа по-разному относятся к покупке товаров, у них разные потребности, им нужен разный ассортимент и даже разная реклама.

Товары тоже нужно дифференцировать по стоимости, по габаритам, по качеству. Это облегчит финансовую политику предприятия.

Затем руководство фирмы изучает спрос и предложение в разных сегментах рынка, оценивает риски и разрабатывает стратегии их уменьшения. Поскольку цель комплексного маркетингового исследования — найти способ функционировать с наибольшей прибылью и наименьшими потерями — то конечным итогом исследования рынка должна стать тщательно проработанная стратегия. Маркетинговое изучение — один из важнейших элементов финансового планирования и долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования в области товаров и услуг.

Получается, руководство фирмы должно произвести опрос среди разных категорий потребителей, выяснить, какие категории мебели они предпочитают и какие ценовые категории считают приемлемыми. Затем необходимо изучить деятельность конкурентов — например, соседней фирмы, которая уже пятнадцать лет работает в этой отрасли промышленности. Нужно проанализировать, почему конкуренты успешны, и что можно позаимствовать у них.

Методы исследования мировых рынков различаются: исследования промышленных рынков, как правило, более обширные и предполагают большее количество составных частей (изучение оборудование, производства сырья, множество этапов производства), а исследование товарного рынка более детальное и конкретное.

В результате руководство мебельной компании должно получить долгосрочную бизнес-стратегию, которая позволит предприятию функционировать с наибольшей прибылью и минимальными рисками.

Комплексное исследование рынка в бизнес-плане

Бизнес-планом называется проект, имеющий разное назначение. Например:

  • его обязательно нужно приложить к заявке на кредит и указать там найденные способы возвращения кредита;
  • его можно использовать, чтобы узнать слабые части своего проекта и выстроить стратегию развития;
  • бизнес-план часто требуют налоговые органы;
  • для получения частного инвестирования или государственной поддержки в большинстве случаев нужен бизнес-план.

Этот документ состоит из следующих разделов:

  • резюме составителя (обычно только для бизнес-планов, являющихся частью заявки на получение дополнительного финансирования);
  • характеристика юридического статуса компании;
  • характеристика отраслевой специфики;
  • комплексное исследование рынка (маркетинговое исследование является обязательной частью бизнес-плана; предпринимателю оно помогает найти оптимальную стратегию развития, а кредитным организациям — узнать профессиональные навыки бизнесмена);
  • желаемые экономические показатели и имеющиеся денежные средства;
  • способ возвращения денег кредитной организации, если бизнес-план нужен для получения финансирования;
  • производственный план (что и сколько производить) и финансовый план (сколько на это потребуется денег);
  • заключение.

Комплексное, маркетинговое исследование занимает в бизнес-плане важную роль. Качественно проведённое исследование поможет предпринимателю прощупать конъюнктуру рынка, а банку или частным инвесторам — убедиться в добросовестности и компетентности бизнесмена. Именно поэтому так важно грамотно составить бизнес-план. Наш сайт plan-pro.ru с радостью поможет вам.

Чтобы заказать готовый бизнес-план, зайдите в раздел «Контакты». Там вы увидите адрес электронной почты и телефонные номера. Свяжитесь с нашим менеджером и закажите документ. Грамотный бизнес-план будет готов в кратчайшие сроки!

Как составить комплексное маркетинговое исследование для бизнес-плана?

Чтобы составить маркетинговое исследование рынка, следуйте простому плану. Эти этапы исследования рынка доказали эффективность:

  • обозначьте цели и задачи комплексного исследования;
  • проведите сегментирование рынка (классифицируйте потребителей и товары или услуги, чтобы облегчить работу);
  • изучите спрос и предложение в данном сегменте рынка;
  • выясните основную категорию покупателей на основе подробного проведённого сегментирования;
  • проведите опрос среди экспертов (потребителей), чтобы подтвердить полученную информацию или выяснить новую. В опросе должны принять участие не менее 10 респондентов, разнополых, разного возраста, финансового достатка и социального статуса.
  • составьте стратегию на основе полученных данных.

Внимание! При составлении маркетингового исследования предприниматель, даже опытный, может допустить некоторые ошибки и неточности. Причинами этих ошибок является неправильное сегментирование, неточные данные, а также попытки подогнать цифры и факты под желаемую картину. Этого делать нельзя, иначе результаты получатся крайне неточными, и вся работа окажется бессмысленной.

Комплексное исследование рынка — это часть маркетинга, которая кажется сложной даже профессионалу. Однако при внимательном изучении это исследование перестаёт казаться таким сложным, достаточно проявить терпение и вникнуть во все детали дела. Или можно не тратить драгоценное время и поручить разработку проекта сайту plan-pro.ru.