Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Матрица бкг: bcg анализ

Матрица бкг: bcg анализ
Матрица бкг: bcg анализ

Долголетняя история развития экономики, анализа рыночных и финансовых показателей на Западе стали теми факторами, благодаря которым американские методы анализа бизнес-проектов являются наиболее эффективными. Одной из древнейших школ экономического анализа является Бостонская. Прославилось это направление прежде всего тем, что экономистами этой школы был разработан особый метод анализа, позволяющий выявить позицию вашей компании на рынке. Этот метод получил название бкг анализ. В данной статье мы рассмотрим, что это такое и как его применять.

Что такое матрица бкг

БКГ — это аббревиатура от названия организации, которая изобрела данный метод анализа — Бостонская Консалтинговая Группа. Данный вид анализа позволяет определить положение продукции или компании на рынке на основе анализа рыночной доли этой компании и динамики рыночного роста компании.

Важно отметить, что бкг анализ широко применяется в различных сферах рыночного анализа — от стратегического до маркетингового. Эта матрица позволяет проводить портфельный анализ и помогает производить оценку рыночной стоимости компании.

Данная матрица представляет собой таблицу, состоящую из четырех “ячеек”, каждая из которых имеет следующие названия:

  • “Звезды”;
  • “Дохлые собаки”;
  • “Трудные дети”;
  • “Дойные коровы”.

В последующих разделах мы подробнее поясним, что означает каждый из представленных блоков матрицы для бкг анализа. Пока же лишь отметим, что инструментарий бкг анализа является одним из самых эффективных при бизнес-планировании будущей деятельности. Для того, чтобы правильно встроить такой анализ в структуру вашего бизнес-плана советуем вам ориентироваться на структуру уже готовых образцов. Особенно это важно, если вы пытаетесь впервые самостоятельно составить бизнес-план для будущего проекта.

Как построить матрицу бкг

Матрица для проведения бкг анализа представляет собой таблицу состоящую из четырех ячеек, каждая из которых означает некое положение (позицию) фирмы на рынке. В данном разделе мы хотели бы поэтапно продемонстрировать, как составляется матрица для такого анализа.

Основные этапы:

  • Сбор и обработка исходных данных;
  • Вычисление годового темпа роста рынка;
  • Вычисление относительной доли рынка;
  • Построение матрицы и определение позиций.

Для начала подробнее поясним первые три пункта. На этапе сбора исходных данных определяется перечень продукции, филиалов или подразделений предприятия, которые должны стать объектом анализа. После того, как объект выбран по нему собираются данные — по объектам реализации продукции, прибыли или выручки.  Аналогичные данные собираются по такому же объекту анализа для предприятия-конкурента. Для удобства, данные желательно представить в форме таблицы. Так их будет легче обрабатывать. Таким образом, главное на первом этапе — собрать все исходные данные и сгруппировать их в виде таблицы.

Далее происходит вычисление темпа роста рынка за год. Здесь необходимо рассчитать увеличение объемов прибыли от реализации товаров или услуг за год. Это позволит рассчитать годовой темп роста рынка. Например, если в прошлом году условно было продано 100 шт. товара, а в этом году – 120 шт., то темп роста рынка составит 120%. Затем для каждого анализируемого продукта (подразделения) вычисляется темп роста рынка.

Завершающим среди подготовительных этапов будет расчет относительной доли рынка. Рассчитав темп прироста рынка для анализируемых продуктов (подразделений) необходимо для них же подсчитать относительную рыночную долю.

Портфельный анализ и матрица бкг при разработке бизнес плана

Анализ с помощью матрицы Бостонской консалтинговой группы можно достаточно хорошо определить траекторию развития проекта при бизнес-планировании. В такой матрице по вертикальной оси указывается темп роста рынка, а по горизонтальной отмечается относительная доля рынка. Далее каждая из координатных осей делится пополам — на более высокую и низкую группы.

Таким образом, получает четыре квадрата, каждый из которых и характеризует определенный вид рыночной позиции. Далее следует нанести на поле матрицы бкг анализируемые товары (подразделения). Для этого последовательно отмечайте на осях темп роста рынка и относительную долю рынка каждого товара, и на пересечении этих значений нарисуйте окружность. Будет хорошо, если диаметр круга будет соответствовать величине финансового результата анализируемого объекта.

Также рекомендуем вам ознакомиться со статьей Бенчмаркинг простыми словами: виды, методы, цели, что это такое. Этот метод позволяет выявить узкие места в деятельности компании.

Пример построения и анализа при помощи матрицы бкг

После того, как матрица будет построена и данные внесены, получится, что объекты анализа (товары, филиалы компании, или ее подразделения) распределяются по соответствующим позициям.

Позиция соответствует правому верхнему углу матрицы — “Звезды”. Это товары, которые растут с самым быстрым темпом и занимают наибольшую долю на рынке. Это продукты, которые требуют больших капиталовложений, но предполагают и большую отдачу от этих инвестиций. Когда наступает спад “Звезд”, они постепенно трансформируются в ячейку, которая получила название “Дойных коров”.

“Дойные коровы” — это более стабильная позиция на рынке, которая характеризуется большой рыночной долей, но умеренным темпом роста. На этой стадии развития можно получить доход для развития других товаров и услуг, расширения ассортиментной линейки. Данный сегмент продукции/подразделение компании является источником “дойки”, из которого буквально только выкачиваются средства для инвестирования других проектов.

Еще одна позиция бкг анализа “Дикие кошки”. Это объекты, которые являются полной противоположностью “Дойных коров” и характеризуются небольшой рыночной долей, но достаточно высоким темпом роста. При этом, чтобы выйти на новый уровень, увеличить долю рынка этой продукции, потребуются существенные усилия/инвестиции. Поэтому данная позиция еще имеет название “Трудные дети”.

Последняя позиция — это “Дохлые собаки”. Это продукции/подразделения, являющиеся “мертвым грузом”, тормозящим развитии компании. Реализация данной продукции/ предоставление данных услуг убыточны или мало рентабельны. Такая характеристика присуща им не только в краткосрочном периоде, но и в долгосрочном — это абсолютно бесперспективная продукция, требующая постепенного вывода с производства.

Какие выводы можно сделать на основе анализа позиций матрицы бкг анализа

Анализ по методике Бостонской консалтинговой группы позволяет выстраивать стратегии для дальнейшего развития предприятия. После того, как определены позиции каждого из товаров/подразделений компании следует принятие определенных управленческих решений. Как правило, для каждой позиции “предопределено” соответствующие решение:

  • Для “Звезд” — сохранение и концентрация усилий на этом продукте.
  • Для “Дойных коров” — также сохранение и “выжимание” максимума прибыли на протяжении максимально возможного периода.
  • Для “Диких кошек” поиск решения проблемы и способов наиболее эффективного инвестирования;
  • Для “Дохлых собак” — поиск мер по постепенному выводу их с производства/из компании, стратегия избавления.

Как работать с каждой из позиций бкг матрицы при реализации рыночной стратегии

Выше была представлена довольно простая классификация решений относительно каждой позиции. В данном разделе хотелось бы пояснить, как связана работа с каждым элементом матрицы бкг анализа.

Стратегия увеличения доли рынка. Эта стратегия может быть применена к “Диким кошкам” для превращения их в “Звезд” — популярный и хорошо продаваемый товар.

Стратегия сохранения доли рынка лучше всего применяется для “Дойных коров”, поскольку они приносят хороший стабильный доход и такое положение дел желательно сохранять как можно больше.

Стратегия снижения доли рынка применима к “Дохлым собакам” и иногда для “Диких кошек”.

Стратегия ликвидации — это зачастую лучший вариант для “Дохлых собак”.

Подводя итог: матрица bcg как основной источник анализа положения компании

Таким образом, подводя итог данной статьи, можно отметить, что анализ с помощью подхода Бостонской консалтинговой группы — это интересный и эффективный подход для анализа текущего и будущего состояния бизнеса.

Если вы разрабатываете бизнес-плана для внутреннего реформирования продуктовой линейки или организационной структуры предприятия, для привлечения инвестиций или кредита на развитие бизнеса, то без матрицы бкг анализа вам не обойтись.

Матрица БКГ очень часто используется при подготовке бизнес-планов в сфере производства. Она позволяет оценить, как положение бизнеса в целом, так и отдельных направлений производства на рынке. Благодаря чему есть возможность правильно спланировать свою деятельность и сформировать востребованную линейку продуктов.

 

Когда бизнес-план разрабатывается самостоятельно неподготовленным человеком довольно сложно выстроить правильную структуру, могут возникнуть сомнения. Какая-то информация может быть излишней, а чего-то не будет хватать. Для того, чтобы сделать все верно советуем ориентироваться на структуру уже готовых бизнес-планов для аналогичных вашему проектов. Также значительно упростит вам жизнь заказ разработки бизнес-плана в формате “под ключ” с учетом индивидуальных проблем и особенностей вашего предприятия.