Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Затраты: статьи, классификация, учет

Затраты: статьи, классификация, учет
Затраты: статьи, классификация, учет

Статья посвящена затратам – их определению и видам, классификации, особенностям и методам учета. Также подробно раскрывается суть материальных, альтернативных, косвенных, капитальных и прочих затрат.

Определение затрат и их отличие от издержек и расходов

Экономическая наука рассматривает несколько терминов, наряду с затратами – это издержки и расходы. И существуют авторы, которые не разграничивают эти понятия, считая их синонимами, что в корне неверно.

Чтобы раз и навсегда снять вопрос о тождественности терминов, приведем их определения:

  1. Издержки — это фактические или гипотетические финансовые затраты компании. Они представляют собой всю общность движения финансов фирмы, формирующих активы, если они обеспечивают доход будущих периодов, или пассивы, если снижается нераспределенная прибыль компании отчетного периода.
  2. Расходы — финансовые затраты, которые обеспечивают образование дохода в процессе деятельности фирмы. Это понятие уже, чем издержки и характеризует лишь строго определенные выплаты в отчетном периоде. Расходы относятся на себестоимость товаров и услуг, выплаты в рамках распределения прибыли организации.
  3. Затраты же отражают объем использованных ресурсов, для достижения определенной цели, в рублевом выражении, формирующих себестоимость товаров и услуг.

Взаимосвязи и отличия расходов от затрат:

  • затраты отчетного календарного года – это расходы компании;
  • затраты, возникшие в предыдущие периоды, формируют расходы текущего года, как активы на начало отчетного периода;
  • затраты отчетного периода могут выступать в качестве расходов будущих, в таком случае они отражаются как активы на конец календарного года.

Основные положения о затратах:

  • отражают использованные в процессе производства товаров и услуг ресурсы;
  • объем потребления ресурсов может быть выражен как в натуральном, так и в денежном выражении, однако в экономике используется второй вариант;
  • всегда считаются относительно конкретных целей и задач, то есть для определенной структурной единицы компании или производственного подразделения.

Учет затрат – достаточно сложная задача, учитывая многообразие их видов и большое количество тонкостей в процессе расчета и отнесения на конкретные объекты и направления деятельности компании. Чтобы учесть эти нюансы при планировании бизнеса, скачайте с нашего сайта полноценный готовый бизнес-план, включающий все основные расчеты важных экономических и финансовых показателей. Или закажите индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором будут учтены особенности и нюансы вашего видения работы в отрасли и самой компании.

Следует отличать затраты от издержек. Издержки фирмы: бухгалтерские, экономические, альтернативные, предельные — имеются разные варианты.

Классификация затрат

В бухгалтерском учете и сопряженных с ним дисциплинах финансово – экономического анализа, используется следующая классификация затрат:

  1. Основные и накладные.

Основные – связаны с технологическими операциями по выпуску товаров, выполнения работ или оказания услуг (сырье, оплата труда, амортизация. Накладные – связаны с процессами организации и обслуживания производственных процессов и управленческими функциями.

  1. Прямые и косвенные затраты

Прямые – которые прямо относятся на создание конкретного вида товара, или услуги (сырье и материалы, оплата труда производственных работников). Косвенные затраты не привязаны к выпуску конкретных видов товаров и услуг, так как они обеспечивают все процессы деятельности. Поэтому они по окончании отчетного периода распределяются по видам продуктов и услуг, в соответствии с определенными коэффициентами, определяемыми учетной политикой компании (техническое обслуживание, аренда, страхование, оплата труда офисных сотрудников и пр.).

  1. Затраты на продукт/периода

Исходя из названия, затраты на продукт учитываются в расчете его себестоимости, а периода – те, которые зависят от времени и не связаны с объемами выпуска.

  1. Совокупные и удельные

Совокупные – общие на весь объем или партию товара и услуг. Удельные – рассчитанные на единицу товара или услуги.

  1. Переменные и постоянные

Переменные – зависят от объема выпускаемой продукции. Постоянные расходы – не зависят от объема выпускаемой продукции.

  1. Нормативные и фактические

Нормативные – рассчитываются исходя из действующих в отрасли норм затрат на производство единицы продукции. Фактические реальные значения, используемые в учете.

  1. Альтернативные затраты

Являются важным элементов управленческого учета. Альтернативные затраты характеризуют упущенную выгоду при выборе одного из нескольких вариантов реализации процесса.

  1. Безвозвратные

Это те затраты, которые образовались в прошлых периодах, и их нельзя компенсировать или вернуть.

  1. Нерелевантные и релевантные затраты

Релевантные затраты изменяются зависимости от выбранной альтернативы управленческого решения. Нерелевантные – безальтернативны, то есть не зависят от того, какую альтернативу выберет предприниматель.

  1. Контролируемые (регулируемые) и неконтролируемые.

Регулируемые – находятся под влиянием компетенций и полномочий ответственного сотрудника, неконтролируемые – те, на которые нельзя повлиять качеством управленческих решений (например – брак поставки является неконтролируемым для начальника цеха).

Особенности учета затрат в бухгалтерском учете

Учет затрат и в бухгалтерском учете и калькуляция себестоимости всех видов и типов производимой продукции и оказываемых услуг – одна из важнейших задач управления и контроля затрат предприятия.

Функции учета затрат:

  • определение себестоимости товаров и услуг используется для оценки остатков незавершенного производства в финансовом учете и в целях расчета рентабельности и прибыльности реализации продукции и оказываемых услуг;
  • от себестоимости, которую формируют затраты, зависит политика ценообразования и формирования ассортимента;
  • контроль расходов и составляющих цены производства позволяет оптимизировать все процессы с целью сокращения потребления ресурсов и повышения эффективности деятельности в целом.

Учет затрат в бухгалтерском учете проводится с использованием следующих счетов:

  • 20 Основное производство;
  • 21 Полуфабрикаты собственного производства;
  • 23 Вспомогательные производства;
  • 25 Общепроизводственные расходы;
  • 26 Общехозяйственные расходы;
  • 28 Брак в производстве;
  • 29 Обслуживающие производства и хозяйства
  • 44 Расходы на продажу.

Система бухгалтерского учета затрат по-разному организуется во всех компаниях, и выбор зависит от того объекта, то есть совокупности факторов, по которым группируются все производственные расходы в процессах определения себестоимости товаров и услуг.

Для управления этим показателем и его контроля используются следующие наборы данных:

  • направления статей расходования средств и место их возникновения (конкретное подразделение компании, которое потребляет ресурсы с целью выпуска продукции);
  • объект или носитель затрат (перечень видов продукции, работ или услуг, которые обеспечиваются ресурсами в процессе деятельности организации).

Таким образом, учет затрат в бухгалтерском учете зависит от принятой учетной политики, особенностей деятельности и требований законодательства.

Управление затратами на предприятии

Управление затратами на предприятии – это не только их контроль и мероприятия по оптимизации и снижению. В некоторых моментах деятельности их нудно повышать, чтобы получить дополнительные конкурентные преимущества, в виде роста масштабов производства, запуска новых видов продукции или снижения стоимости закупаемых сырья и материалов.

Но в большинстве случаев, с учетом экономических реалий, грамотный менеджер должен приложить максимум усилий, чтоб минимизировать затраты предприятия, за счет контроля и регулирования следующих факторов:

  • определение оптимальных темпов выпуска продукции, обеспечивающих минимальную себестоимость;
  • повышение технологичности компании, которое обеспечивает снижение ресурсных и энергозатрат при повышении объемов производства;
  • выстраивание эффективных долгосрочных отношений с поставщиками, контрагентами и партнерами;
  • оптимизация технологического цикла, выраженная в уменьшении количества операций и сокращении срока выпуска;
  • контроль всех сопутствующих затрат, включая административные, аппарата управления и прочие обслуживающие расходы.

Помимо классических, существуют достаточно новые и эффективные организационные и экономические методы управления затратами на предприятии:

  • использование системы тендеров для выбора поставщиков;
  • коусорсинг — совместные закупки с компаниями партнерами, удешевляющие стоимость ресурсов;
  • аутсорсинг – использование услуг специализированных компаний для выполнения операций, которые нецелесообразно осуществлять силами работников компании, что позволяет экономить время и финансовые ресурсы.
  • мониторинг конкурентов – изучение особенностей ведения бизнеса и определение перспективных путей управления затратами предприятия, основанное на опыте конкурирующих успешных компаний.

Управление затратами также осуществляется и в сфере торговли. Выбирая бизнес-план любого магазина, следует учитывать, что что в структуре расходов у вас будет значительная доля оборотных средств.

Учет и управление затратами предприятия – один из ключевых факторов успешности бизнеса. Чтобы научиться оценивать и планировать затраты в рамках новой компании, скачайте у нас на сайте полноценный структурированный бизнес-план, с качественными расчетами основных параметров финансов и экономики проекта, которые помогут привлечь в него инвестиции. Или закажите индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем еще больше особенностей и тонких моментов организации предпринимательской деятельности в вашей сфере бизнеса.