Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Прогноз расходов

Прогноз расходов

Прогноз расходов организации основан на понимании ее целей и перспектив развития и за счет каких инструментов указанные цели будут достигнуты. Данный план позволяет не только учесть все возможные затраты, но и выделить средства для их покрытия, что повышает финансовую устойчивость компании и не позволяет ей стать банкротом в следствие невозможности уплаты имеющихся обязательств.

Необходимость прогнозирования расходов

Прогноз расходов — это документ, включающий все возможные виды издержек фирмы в будущем периоде.

Он необходим компании по следующим причинам:

  • Обеспечивает финансовую устойчивость;
  • Способствует развитию и достижению целей;
  • Раскрывает имеющийся потенциал;
  • Позволяет избежать ситуаций неопределенности и риска;
  • Не допускает возможности банкротства и не покрытия обязательств;
  • Позволяет оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
  • Служит инструментом контроля и при возникновении отклонения плана от факта позволяет вовремя скорректировать политику;
  • Оценивает эффективность и рентабельность предприятия.

Эксперты рекомендуют завышать уровень затрат и преуменьшать уровень доходов для того, чтобы при оптимистичном сценарии развития событий образовался резерв денежных средств, а при пессимистичном соблюдался баланс.

Этапы составления прогноза расходов

Необходимо соблюдать следующую последовательность действий для составления правильного прогноза расходов:

  1. Сформировать список всех возможных затрат для организации в разбивке по таким видам, как:
  • переменные, которые зависят от объема выпускаемой продукции;
  • постоянные, на сумму которых количество произведенных товаров не влияет;
  • прочие, куда входят:
  • финансирование научно-технический разработок;
  • оформления патентов, лицензий;
  • просроченная дебиторская задолженность;
  • основные средства, подлежащие списанию;
  • содержание социальной инфраструктуры;
  • подбор кадров;
  • обучение;
  • услуги для бизнеса, например, юридическая поддержка, и др.
  1. Провести анализ составленного плана производства или продаж, на основе которого рассчитать переменные затраты с учетом количества выпускаемых товаров;
  2. Изучить будущие мероприятия по развитию бизнеса, способных оказать влияние, к которым можно отнести:
  • увеличение производительности;
  • внедрение новых технологий;
  • использование альтернативных видов сырья и материалов;
  • сокращение рабочих мест;
  • замена ручного труда машинным;
  • применение энергосберегающего оборудования и др.
  1. Проанализировать иные факторы, оказывающих влияние таких как:
  • функционирование отрасли;
  • демография;
  • экономическое развитие;
  • принятие новых нормативно-правовых актов;
  • изменение порядка регулирования и иные.

Они могут быть следствием воздействия как внешней среды, так и внутренней.

  1. Сформировать предварительный расчет.

Лучше всего это делать на основании себестоимости единицы продукции с учетом влияния всех факторов и умножение ее на прогнозируемый объем выпуска продукции.

После чего, прибавить к полученному значению величину постоянных и прочих издержек, которые можно определить на основании фактов предыдущих периодов с поправкой на возможные изменения в следствия внутреннего или внешнего влияния.

  1. Соотнести полученный результат с будущими поступлениями денежных средств.

В случае, если наблюдается дисбаланс необходимо или изыскать способы снижения затрат, или продумать резерв для их покрытия.

  1. Обсуждение с подразделениями фирмы.

Необходимо учесть интересы всех структурных единиц и собственников, так как это напрямую связано с процессом их функционирования.

  1. Формирование итогового документа, доведение его до всех сотрудников.

Это необходимо для завершения процесса, так как он составляется одним из последних.

Таким образом, описанный механизм позволяет сформировать план с учетом действия всех факторов и анализа предшествующих периодов.

Прогноз расходов позволяет сформировать план доходов и расходов для предприятия.

Методы прогнозирования расходов

Наличие разнообразных методов позволяют использовать их на практике как отдельно, так и в совокупности. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них.

  • Изучение стоимости ресурсов позволяет оценить будущие потребности в сырье, материалах в текущих ценах. Для применения указанного метода необходимо знать планируемые нормы потребления данных ресурсов и их настоящую сметную стоимость.
  • Расчет индексов цен. Для этого сначала анализируются данные предыдущих лет, затем учитывается влияние инфляции и других макроэкономических факторов для составления прогноза.
  • Технический метод основан на установлении норм затрат на предприятии и с помощью этого недопущения увеличения уровня издержек выше планируемого. Обычно устанавливаются нормы трудозатрат, использования материалов и т.д.
  • Корреляционный анализ заключается в выявлении нескольких факторов, оказывающих значительное влияние на величину издержек. Они ранжируются по значимости и рассчитывается теснота их связи с издержками компании.
  • Определение максимального и минимального значений издержек фирмы за определенный отрезок времени и соотнесение их с приростом выпускаемой продукции.
  • Метод анализа временного ряда: построение временных рядов с учетом значений прошлых лет и поиск среднего. Более подробно будет рассмотрен в примере.
  • Экстраполяция путем изучения темпов роста на основе данных в предыдущих годах, оценки факторов, оказывающих влияние и опроса экспертов о возможности их сохранения в будущем.

Применение тех или иных методов зависит от компетентности лица, составляющего прогноз. Для формирования более полной картины необходимо применение указанных методов в совокупности.

Не знаете как правильно использовать данные методы и все учесть при составлении бизнес-плана, мы можем сделать это за вас и создать бизнес-план под ключ, также Вы можете купить уже готовый бизнес-план с расчетом всех показателей.

Пример расчета прогноза расходов

Для компании по производству корпусной мебели требуется рассчитать прогноз расходов по основным видам деятельности – это себестоимость, управленческие и коммерческие издержки. Будем использовать метод анализа временного ряда. Ниже представлены данные поквартально за 2014-2017 гг. (Таблица 1).

Как мы видим, колебания имеют периодичность в четыре периода, поэтому рассчитаем скользящую среднюю со сдвигом на один период по формуле Сс=(Рт+Рт-1т-2т-3)/4, где Рт-расходы текущие, т – временной отрезок. Затем рассчитаем центрированную скользящую среднюю путем сложения полученных соседних величин и деления их на 2.

Далее рассчитаем сезонную компоненту путем деления фактического значения на центрированную скользящую среднюю.

Таблица 1 Расчет сезонной компоненты за 2014-2017 гг.

Рассчитаем среднее значение сезонной компоненты для каждого квартала за все годы. Тогда, 1 кв. – 0.5%, 2 – 0.9%, 3 – 1,4%, 4 – 0.7%.

Внесем рассчитанные значения в новую таблицу 2. Учтем сезонную компоненту путем деления итогового значения на сезонную компоненту.

После этого необходимо построить уравнение тренда для расчета коэффициента регрессии. Обычно для этого используются инструменты Excel. Входным значением Y будет 3 столбец, а Х – 1 столбец.

Yt = a0 + ai *ti,   где а0 – это Y пересечение, а1 – переменная Х1, t – период по порядку. В нашем примере Yt= 40163.49-1645,17* ti. Подставим т= 1,2,3,4… для формирования прогнозных значений, заполним столбец 4 таблицы.

Таблица 2 Расчет прогноза расходов

Таким образом, основной объем расчетов совершается с использованием технологий, что сокращает затраченное время и ведет к приближению количества совершаемых ошибок к минимуму.

Советы по составлению прогноза расходов

При формировании используйте следующие советы:

Внимательно отнеситесь к факторам, оказывающим влияние на издержки. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Необходимо максимально учесть все имеющиеся и возможные факторы и не жалеть на это времени. Основные примеры мы перечисляли в п. 3 и 4 этапов составления. Пренебрежение данным пунктов ведет к ошибкам.

Не позволяйте выдать желаемое за действительное в силу различных психологических особенностей. Этому особенно подвержены собственники бизнеса, которые имеют тенденцию к идеализации.

Используйте несколько методов в совокупности. Это позволит рассчитать более точные значения и нивелировать недостатки каждого из них.

Формируйте в последнюю очередь. Данный документ составляется на основе других планов и прогнозов и должен составляться одним из последних и завершать процесс.

Мы оказываем услуги по разработке бизнес-планов, в том числе типовых. Например, вас может заинтересовать типовой бизнес-план переработки пластиковых (ПЭТ) бутылок. Зная исходные данные, вы сможете получить итоговые показатели, характеризующие эффективность проекта.

Выводы

Данный документ завершает весь процесс планирования в компании и связывает все разработанные планы воедино. Прогнозирование доходов и затрат должно осуществляться в любой организации независимо от ее размеров, а также при реализации проектов. Следуя описанным выше этапом и применяя разнообразные методы как по отдельности, так и в совокупности, можно сформировать показатели, отражающие реальную ситуации и выступающие основой процесса управления и контроля функционирования фирмы. С определенной последовательностью сопоставляя фактическое и прогнозное значение, руководитель оперативно реагирует на отклонения и корректирует курс.

Формирование бизнес-плана невозможно без расчета данного показателя. У нас Вы можете заказать бизнес-план под ключ или купить уже готовый бизнес-план со всеми расчетами.