Маржинальность: как рассчитать, виды
В статье раскрывается понятие маржинальности, приводится ее определение и формула расчета. Также статья раскрывает виды маржинальности, ее отличия от рентабельности и инструменты анализа и управления
Определение и формула расчета коэффициента маржинальности
Маржинальность – экономический показатель, характеризующий разность между затратами на производство, формирующих себестоимость и стоимостью реализации товара, которую оплачивает клиент. Также ее можно описать, как прибыльность продажи каждого выпущенного продукта или реализованной услуги. Коэффициент маржинальности имеет аналогичное назначение, только рассчитывается в процентном отношении, при условии, что цена продажи продукции берется за 100%.
Коэффициент маржинальности – один из основных индикаторов грамотной организации деятельности компании, поэтому его исследованиям уделяется большое внимание при проведении анализа работы компании. Это связано с тем, что прибыль – основная цель любой коммерческой деятельности.
Корректный расчет маржинальности позволяет оценить эффективность выпуска продукта или услуги, спрогнозировать срок их жизни и принять решение о его дальнейшем выпуске. Обычно стоить спрогнозировать значение показателя на этапе старта нового бизнеса, чтобы не допустить нерентабельного финансового результата.
Существует несколько видов формул расчета маржинальности, в зависимости от того, что мы хотим получить – натуральное выражение, или процентное соотношение в виде коэффициента маржинальности.
Наиболее часто используемая и простая формула расчета маржинальности:
М=В–З;
где:
В – выручка от продаж;
З – затраты, идущие на себестоимость.
Формула коэффициента маржинальности:
Км=П/С,
П–прибыль на одну единицу продукции;
С–стоимость продажи этой единицы.
Оптимальным значением считается диапазон от 30% до 40%, соответственно все значения, которые выше этих цифр характеризуют чрезвычайно высокую рентабельность бизнеса.
Формула особенно актуальная для компаний, реализующий широкий ассортимент товаров и услуг, так как позволяет ранжировать всю продуктовую линейку по их прибыльности и принимать управленческие решения о выпуске того или иного продукта и услуги.
Маржинальность является отражением успешности достижения главной цели – прибыли, в разрезе отдельных продуктов и услуг компании. Чтобы грамотно спланировать и запустить сое дело, скачайте с нашего сайта полноценный готовый бизнес-план, включающий расчеты ключевых экономических и финансовых показателей. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором будут учтены особенности и нюансы предпринимательства, связанные с вашим конкретным случаем открытия своего дела.
Маржинальность продаж и прочие ее виды
Как было описано в предыдущей части статьи, расчет маржинальности производится с цель. определения ассортимента товаров и услуг, которые выгодно производить и реализовывать компании, чтобы получить максимальные значения прибыли.
Формула расчета маржинальности в целом представляет собой разность между выручкой от продаж и затратами, формирующими себестоимость продукции или услуг. Чем выше маржинальность – тем прибыльнее компания.
Помимо общего показателя, в экономике применяются несколько других его разновидностей, позволяющих углубить проводимые аналитические исследования.
- Маржинальность продаж, рассчитываемая при помощи соответствующего коэффициента, это показатель, характеризующий динамику изменения объема валовых продаж в отчетном периоде к предыдущему.
Коэффициент маржинальности продаж рассчитывается по следующей формуле:
КМП=(Втп–Впп)/Впп;
где:
- Втп – выручка текущего отчетного периода;
- Впп – выручка предыдущего отчетного периода.
Коэффициент маржинальности продаж характеризует эффективность развития предприятия, выраженную в темпах роста реализационных доходов в текущем отчетном периоде относительно предыдущего. При этом следует учитывать, что значительная динамика не всегда связана с качеством менеджмента и успешной деятельностью – в нашей стране большое виляние на показатель влияют инфляционные процессы. И следует учитывать этот момент, если производимый вами товар подвержен значительной ежегодной инфляции.
- Коэффициент валовой маржинальности характеризует общую прибыльность проекта, с учетом себестоимости и прочих затрат на обеспечение бизнеса. Формула расчета:
Квм=(В – ВЗ)/В;
где:
- В – выручка;
- ВЗ – валовые затраты компании.
Полученное значение коэффициента позволяет оценить общую прибыльность компании, так как в расчете помимо себестоимости учитываются все прочие виды расходов на организацию и обеспечение бизнес процессов.
Еще один важный показатель — EBITDA. Что это такое, формула расчета приведены в одной из статей этого блока.
Разница между маржинальностью и рентабельностью
Несмотря на схожесть понятий, существует определенная разница в сути маржинальности и рентабельности. Если маржинальность рассчитывается исходя из общей выручки компании или ее операционного дохода, с учетом себестоимости реализованных продуктов или услуг, то расчет рентабельности включает в себя значение чистого дохода до уплаты налогов, поделенное на выручку от продаж.
Таким образом, показатели очень близки по смыслу, так как отражают прибыль, полученную с каждого рубля реализованной продукции или оказанных услуг. Это позволяет использовать их в качестве замены друг другу, в зависимости от целей проводимого анализа. Коэффициент маржинальности чаще используется в сферах инвестиционных проектов и их финансирования, и в торговых предприятиях, но и тот и другой показатель считаются критически важными для проведения грамотного финансового анализа деятельности компании и использования ее капитала.
Основное отличие коэффициента маржинальности и рентабельности — значение числителя в формуле расчета:
- При расчете маржинальности используется показатель операционной прибыли, получаемой путем вычитания операционных расходов и амортизации из выручки от реализации продукции или услуг.
- При расчете рентабельности в качестве числителя берется чистая прибыль, рассчитанная до уплаты налогов и процентов. Соответственно, рентабельность всегда будет ниже маржинальности, так как значение чистой прибыли содержит больше параметров, снижающих ее общую сумму, чем в случае с валовой прибылью.
Таким образом, показатель рентабельности – это более сложных и глубокий параметр деятельности компании, чем коэффициент маржинальности. Он содержит больше статей затрат, используемых при расчете прибыли и позволяет инициировать процесс глубокого анализа расходных и доходных статей, в том случае, если значение показателя не соответствует запланированному. Значение коэффициента маржинальности во многом совпадает, но состав статей для расчета уже, и большая часть исследований динамики будет относится к анализу себестоимости товара, с целью поиска инструментов ее снижения.
Оценка и анализ коэффициентов маржинальности
Анализ коэффициента маржинальности осуществляется для определения эффективности выпуска тех или иных видов продукции, товаров и услуг, также с целью определения валового или критического объема выпуска, который позволяет покрывать затраты компании, относящиеся к себестоимости, то есть имеет аналогию с определением периода достижения точки безубыточности.
Допущения при проведении анализа:
- линейная зависимость между переменными расходами и выручкой;
- условно постоянный уровень цен на весь период планирования;
- постоянство потенциальных технологических возможностей по выпуску продукции или оказанию услуг;
- высокая оборачиваемость, характеризующая наличие минимального запаса сырья и материалов, нужного для производственных процессов в заложенных объемах выпуска;
- отсутствие такой составляющей анализа, как складские запасы, то есть в идеальных условиях вся произведенная продукция реализуется сразу.
В процессе анализа коэффициента маржинальности важно учесть факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на деятельность компании.
Факторы внешней среды, оказывающие постоянное воздействие на бизнес:
- экономическая государственная политика в области регулирования деятельности коммерческих компаний;
- ставки налогов и предоставляемые налоговые льготы и вычеты;
- ставка рефинансирования ЦБ и условия предоставления кредитных средств;
- величина спроса;
- условия и стоимость поставок сырья и оборудования;
- инфляционные процессы;
- курсы национальной и зарубежных валют.
Факторы внутренней среды:
- качество планирования и менеджмента;
- эффективность используемых технологий и оборудования;
- производительность труда;
- уровень оплаты труда и прочие внутрифирменные факторы.
Для того, чтобы повысить маржинальность, используются следующие инструменты, позволяющие либо снизить издержки, либо повысить стоимость и привлекательность продуктов и услуг:
- активное использование тендерных схем покупки сырья и продажи товаров и услуг;
- увеличение объемов выпуска, для получения эффекта масштаба и распределения затрат;
- освоение новых рыночных ниш;
- новые технологии, позволяющие снизить расход энергоресурсов, сырья и материалов;
- поиск новых поставщиков и достижение долгосрочных договоренностей о поставках сырья по цене ниже рынка;
- поиск эффективных каналов продвижения и использование новых рекламных инструментов и возможностей.
При открытии любого проекта, вам необходим будет бизнес-план. Например, если вас интересует направление строительства объектов в сфере отдыха, туризма, типовой бизнес-план в нашей отрасли вам пригодится.
Несмотря на внешнюю простоту формулы расчета коэффициента маржинальности, он имеет большое значение для анализа практически всех процессов деятельности компании, связанных с расходами и выручкой. Для грамотного своего дела, скачайте с нашего сайта полноценный структурированный бизнес-план, с основными расчетами финансовых и экономических показателей деятельности, что позволит составить инвестиционно привлекательную финансовую модель и заинтересовать потенциальных инвесторов. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем все ваши пожелания и специфические моменты организации предприятия в выбранной сфере.