Готовые бизнес-планы
Клиентам
Энциклопедия
бизнес-планирования

Маржинальность: как рассчитать, виды

Маржинальность: как рассчитать, виды
Маржинальность: как рассчитать, виды

В статье раскрывается понятие маржинальности, приводится ее определение и формула расчета. Также статья раскрывает виды маржинальности, ее отличия от рентабельности и инструменты анализа и управления

Определение и формула расчета коэффициента маржинальности

Маржинальность – экономический показатель, характеризующий разность между затратами на производство, формирующих себестоимость и стоимостью реализации товара, которую оплачивает клиент. Также ее можно описать, как прибыльность продажи каждого выпущенного продукта или реализованной услуги. Коэффициент маржинальности имеет аналогичное назначение, только рассчитывается в процентном отношении, при условии, что цена продажи продукции берется за 100%.

Коэффициент маржинальности – один из основных индикаторов грамотной организации деятельности компании, поэтому его исследованиям уделяется большое внимание при проведении анализа работы компании. Это связано с тем, что прибыль – основная цель любой коммерческой деятельности.

Корректный расчет маржинальности позволяет оценить эффективность выпуска продукта или услуги, спрогнозировать срок их жизни и принять решение о его дальнейшем выпуске. Обычно стоить спрогнозировать значение показателя на этапе старта нового бизнеса, чтобы не допустить нерентабельного финансового результата.

Существует несколько видов формул расчета маржинальности, в зависимости от того, что мы хотим получить – натуральное выражение, или процентное соотношение в виде коэффициента маржинальности.

Наиболее часто используемая и простая формула расчета маржинальности:

М=В–З;

где:

В – выручка от продаж;

З – затраты, идущие на себестоимость.

Формула коэффициента маржинальности:

Км=П/С,

П–прибыль на одну единицу продукции;

С–стоимость продажи этой единицы.

Оптимальным значением считается диапазон от 30% до 40%, соответственно все значения, которые выше этих цифр характеризуют чрезвычайно высокую рентабельность бизнеса.

Формула особенно актуальная для компаний, реализующий широкий ассортимент товаров и услуг, так как позволяет ранжировать всю продуктовую линейку по их прибыльности и принимать управленческие решения о выпуске того или иного продукта и услуги.

Маржинальность является отражением успешности достижения главной цели – прибыли, в разрезе отдельных продуктов и услуг компании. Чтобы грамотно спланировать и запустить сое дело, скачайте с нашего сайта полноценный готовый бизнес-план, включающий расчеты ключевых экономических и финансовых показателей. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором будут учтены особенности и нюансы предпринимательства, связанные с вашим конкретным случаем открытия своего дела.

Маржинальность продаж и прочие ее виды

Как было описано в предыдущей части статьи, расчет маржинальности производится с цель. определения ассортимента товаров и услуг, которые выгодно производить и реализовывать компании, чтобы получить максимальные значения прибыли.

Формула расчета маржинальности в целом представляет собой разность между выручкой от продаж и затратами, формирующими себестоимость продукции или услуг. Чем выше маржинальность – тем прибыльнее компания.

Помимо общего показателя, в экономике применяются несколько других его разновидностей, позволяющих углубить проводимые аналитические исследования.

  1. Маржинальность продаж, рассчитываемая при помощи соответствующего коэффициента, это показатель, характеризующий динамику изменения объема валовых продаж в отчетном периоде к предыдущему.

Коэффициент маржинальности продаж рассчитывается по следующей формуле:

КМП=(Втп–Впп)/Впп;

где:

  • Втп – выручка текущего отчетного периода;
  • Впп – выручка предыдущего отчетного периода.

Коэффициент маржинальности продаж характеризует эффективность развития предприятия, выраженную в темпах роста реализационных доходов в текущем отчетном периоде относительно предыдущего. При этом следует учитывать, что значительная динамика не всегда связана с качеством менеджмента и успешной деятельностью – в нашей стране большое виляние на показатель влияют инфляционные процессы. И следует учитывать этот момент, если производимый вами товар подвержен значительной ежегодной инфляции.

  1. Коэффициент валовой маржинальности характеризует общую прибыльность проекта, с учетом себестоимости и прочих затрат на обеспечение бизнеса. Формула расчета:

Квм=(В – ВЗ)/В;

где:

  • В – выручка;
  • ВЗ – валовые затраты компании.

Полученное значение коэффициента позволяет оценить общую прибыльность компании, так как в расчете помимо себестоимости учитываются все прочие виды расходов на организацию и обеспечение бизнес процессов.

Еще один важный показатель — EBITDA. Что это такое, формула расчета приведены в одной из статей этого блока.

Разница между маржинальностью и рентабельностью

Несмотря на схожесть понятий, существует определенная разница в сути маржинальности и рентабельности. Если маржинальность рассчитывается исходя из общей выручки компании или ее операционного дохода, с учетом себестоимости реализованных продуктов или услуг, то расчет рентабельности включает в себя значение чистого дохода до уплаты налогов, поделенное на выручку от продаж.

Таким образом, показатели очень близки по смыслу, так как отражают прибыль, полученную с каждого рубля реализованной продукции или оказанных услуг. Это позволяет использовать их в качестве замены друг другу, в зависимости от целей проводимого анализа. Коэффициент маржинальности чаще используется в сферах инвестиционных проектов и их финансирования, и в торговых предприятиях, но и тот и другой показатель считаются критически важными для проведения грамотного финансового анализа деятельности компании и использования ее капитала.

Основное отличие коэффициента маржинальности и рентабельности — значение числителя в формуле расчета:

  1. При расчете маржинальности используется показатель операционной прибыли, получаемой путем вычитания операционных расходов и амортизации из выручки от реализации продукции или услуг.
  2. При расчете рентабельности в качестве числителя берется чистая прибыль, рассчитанная до уплаты налогов и процентов. Соответственно, рентабельность всегда будет ниже маржинальности, так как значение чистой прибыли содержит больше параметров, снижающих ее общую сумму, чем в случае с валовой прибылью.

Таким образом, показатель рентабельности – это более сложных и глубокий параметр деятельности компании, чем коэффициент маржинальности. Он содержит больше статей затрат, используемых при расчете прибыли и позволяет инициировать процесс глубокого анализа расходных и доходных статей, в том случае, если значение показателя не соответствует запланированному. Значение коэффициента маржинальности во многом совпадает, но состав статей для расчета уже, и большая часть исследований динамики будет относится к анализу себестоимости товара, с целью поиска инструментов ее снижения.

Оценка и анализ коэффициентов маржинальности

Анализ коэффициента маржинальности осуществляется для определения эффективности выпуска тех или иных видов продукции, товаров и услуг, также с целью определения валового или критического объема выпуска, который позволяет покрывать затраты компании, относящиеся к себестоимости, то есть имеет аналогию с определением периода достижения точки безубыточности.

Допущения при проведении анализа:

  • линейная зависимость между переменными расходами и выручкой;
  • условно постоянный уровень цен на весь период планирования;
  • постоянство потенциальных технологических возможностей по выпуску продукции или оказанию услуг;
  • высокая оборачиваемость, характеризующая наличие минимального запаса сырья и материалов, нужного для производственных процессов в заложенных объемах выпуска;
  • отсутствие такой составляющей анализа, как складские запасы, то есть в идеальных условиях вся произведенная продукция реализуется сразу.

В процессе анализа коэффициента маржинальности важно учесть факторы внешней и внутренней среды, которые влияют на деятельность компании.

Факторы внешней среды, оказывающие постоянное воздействие на бизнес:

  • экономическая государственная политика в области регулирования деятельности коммерческих компаний;
  • ставки налогов и предоставляемые налоговые льготы и вычеты;
  • ставка рефинансирования ЦБ и условия предоставления кредитных средств;
  • величина спроса;
  • условия и стоимость поставок сырья и оборудования;
  • инфляционные процессы;
  • курсы национальной и зарубежных валют.

Факторы внутренней среды:

  • качество планирования и менеджмента;
  • эффективность используемых технологий и оборудования;
  • производительность труда;
  • уровень оплаты труда и прочие внутрифирменные факторы.

Для того, чтобы повысить маржинальность, используются следующие инструменты, позволяющие либо снизить издержки, либо повысить стоимость и привлекательность продуктов и услуг:

  • активное использование тендерных схем покупки сырья и продажи товаров и услуг;
  • увеличение объемов выпуска, для получения эффекта масштаба и распределения затрат;
  • освоение новых рыночных ниш;
  • новые технологии, позволяющие снизить расход энергоресурсов, сырья и материалов;
  • поиск новых поставщиков и достижение долгосрочных договоренностей о поставках сырья по цене ниже рынка;
  • поиск эффективных каналов продвижения и использование новых рекламных инструментов и возможностей.

При открытии любого проекта, вам необходим будет бизнес-план. Например, если вас интересует направление строительства объектов в сфере  отдыха, туризма, типовой бизнес-план в нашей отрасли вам пригодится.

Несмотря на внешнюю простоту формулы расчета коэффициента маржинальности, он имеет большое значение для анализа практически всех процессов деятельности компании, связанных с расходами и выручкой. Для грамотного своего дела, скачайте с нашего сайта полноценный структурированный бизнес-план, с основными расчетами финансовых и экономических показателей деятельности, что позволит составить инвестиционно привлекательную финансовую модель и заинтересовать потенциальных инвесторов. Также вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором мы учтем все ваши пожелания и специфические моменты организации предприятия в выбранной сфере.